1930-е PDF Печать E-mail

Летом 1930 года П.П.Кончаловский работает в Бахчисарае и Симеизе.

Бахчисарай. Общий вид. 1930

Бахчисарай. Общий вид. 1930

В Бахчисарае пишет серию пейзажных этюдов и делает зарисовки и акварель для жанровой картины “Вышивальное отделение первого ткацкого коллектива в Бахчисарае”, которую пишет уже по возвращении в Москву.

“Деревенская” серия 1930 г. помимо многочисленных пейзажей, включает в себя изображения домашних животных и птиц. Характерными работами являются: “Куры”, “Петух в корзине”, “Картинка для детей”.

Петух в корзине. 1930

Петух в корзине. 1930

В этом же году начинает писать портрет А.С.Пушкина. Художник решает изобразить поэта в момент его утренней творческой работы, сидящим на зеленом диване в рубашке, поджав по-восточному голые ноги. Готовясь к работе над картиной, Кончаловский делает несколько этюдов обнаженного женского тела на фоне зеленого дивана, изучая соотношения тонов тела и диванной обивки.

Работа над портретом продолжается и весь следующий год.

Летом художник живет в Барвихе под Москвой, Осенью едет в Ленинград и затем в Рязань, где пишет серию пейзажей.

Одной из самых сильных своих вещей написанных в Ленинграде, художник считает масляный этюд “Домик Петра в Летнем саду”.

Ленинград. Домик Петра Великого в летнем саду. 1931

Ленинград. Домик Петра Великого в летнем саду. 1931

Петергоф. Кавалерская мыльня. 1931

Петергоф. Кавалерская мыльня. 1931

Непосредственно после ленинградских Кончаловский писал зимние пейзажи Рязани, а вслед за ними улицы Москвы.

Пейзаж с луной. Большая Садовая улица. 1931

Пейзаж с луной. Большая Садовая улица. 1931

Москва. Спиридоновка. 1931

Москва. Спиридоновка. 1931

Зимой 1931 года пишет два портрета: “Портрет пианиста Владимира Владимировича Софроницкого за роялем” и портрет японки, в которых решает проблему динамического портрета.

Портрет пианиста В.В. Софроницкого за роялем. 1932

Портрет пианиста В.В. Софроницкого за роялем. 1932

Зимой 1932 года приобретает дачу в Буграх (часть имения Обнинских “Белкино”) под Малоярославцем, в Калужской области. Пишет серии пейзажей, букетов цветов и цветущих садов, натюрморты, этюды женского тела среди пейзажа и жанровые этюды. С 1932 года начинается серия детских портретов внучки Катеньки.

Катенька у стула. 1932

Катенька у стула. 1932

В конце года выполняет эскизы декораций и костюмов к опере В.Феррари “Четыре деспота” (на сюжет К. Гольдони) для Экспериментального театра в Москве и к комедии К.Гольдони “Хозяйка гостиницы” для МХАТа.

“Мне давно уж хочется вернуть на сцену настоящую живопись, так поспешно изгнанную в угоду уже надоевшим и почти изжившим себя так называемым конструкциям. Хочется дать декорации, чрезвычайно лаконичные, скупые на детали, но добиться при этом такого лаконизма, который может превосходно сочетаться с театральной действительностью, со сценической бутафорией. Надо дать театру такие, широко написанные живописные декорации, с которыми сливались бы воедино все костюмы и находящиеся на сцене подлинные предметы, чтобы они “врастали” в живопись. Такие декорации оказались вполне возможными, как показал опыт “Четырех деспотов”". Цит. по Никольский, Ук. соч., С. 98.

Также в 1932 году совершает поездку в Ленинград для работы над декорациями для Государственного академического Большого театра.

Осенью 1933 едет Кутаиси. Однако большую часть времени в период с 1933 по 1935 год живет в Буграх, где пишет портреты выдающихся деятелей культуры.

Портрет С. Прокофьева. 1934

Портрет С. Прокофьева. 1934

Было написано более ста портретов, среди них портреты С.С.Прокофьева, В.В.Софроницкого, А.О.Степановой, Н.С.Голованова, В.Э.Мейерхольда, А.Н.Толстого, К.С.Симонова, В.Г.Дуловой, А.Довженко, С.Я.Маршака, Б.Н.Яковлева, А.И.Хачатуряна, З.А.Долухановой, А.Корто, К.Цекки, Альберта Санчеса и др.

А.Н. Толстой в гостях у художника. 1940

А.Н. Толстой в гостях у художника. 1940

Также продолжает работать над пейзажами, изображениями букетов цветов и цветущих садов, натюрмортов и жанровых этюдов.

Сад в цвету. 1935

Сад в цвету. 1935

Пионы в корзине. 1935

Пионы в корзине. 1935

В 1937 едет в Кировск и Апатиты где также продолжает писать. Осенью этого года пишет натюрморт “Мясо, дичь и брюссельская капуста”.

1938 году совершает поездку в Хохлому. Работает над картиной “Хохломские рисовальщицы”.

В том же году был написан портрет Мейерхольда у него дома, на диване, на фоне ковра.

Портрет режиссера В.Э. Мейерхольда. 1938

Портрет режиссера В.Э. Мейерхольда. 1938

Летом 1938 года едет в Кисловодск, где делает серию эскизов сбора винограда и зимой пишет картину, используя этот сюжет.

В 1939 году совершает путешествие с сыном на Кавказ.