1907-1909 “Импрессионизм” PDF Печать E-mail

С 1907 года П.П.Кончаловский начинает отсчет своей художественная деятельности.

Художника все больше интересует живопись импрессионистов и после окончания учебы, летом 1907 года, живя под Москвой, пишет ряд этюдов в импрессионистической манере.

Дом в Белкине. 1907

Дом в Белкине. 1907

Белкино. Садик. 1907

Белкино. Садик. 1907

Осенью 1907 года едет в Германию (Берлин), в декабре переезжает с семьей во Францию (Париж, Арль, Сан-Максим, Ле-Лаванду, Немур), где остается до января 1909 года.

Франция. Гора Лаванду. 1908

Франция. Гора Лаванду. 1908

Париж. Мальчик с яблоком. 1908

Париж. Мальчик с яблоком. 1908

В Париже часто бывает в Лувре и интересуется искусством прерафаэлитов.

Художника поражает живопись Сезанна и Ван Гога.

“Они, мне кажется, не противоречат друг другу, их творчество стремится по одному руслу, они близки пред лицом природы, потому что оба они — потомки и продолжатели великого Монэ. В самом деле, если проанализировать как следует мои пальмы 1908 г., писанные в Сен-Максиме, там наверное найдутся, рядом с бесспорными ван-гоговскими элементами, и “куски” от Сезанна, потому что так я увидал эти куски на натуре и так должен был передать их. Вы можете найти влияние обоих этих мастеров, например, у Матисса: декоративные элементы идут от Ван-Гога, а обобщения, синтез — от Сезанна. Впрочем, влияние Ван-Гога и у Пикассо найти можно, и у Дерена, и у многих французских художников. Метод понимания природы был мне дорог у Сезанна. Я долго следовал ему и потом, в более зрелые годы, потому что именно сезанновские методы давали возможность по-новому видеть природу, которой я всегда хочу быть верным… Это просто ужасно, что современная художественная молодежь очень часто работает без всякого художественного метода. В искусстве нельзя так себе, просто бросать человека в воду: выплывет— художник будет, а утонет— туда и дорога. Я и в те годы инстинктивно почуял, что без каких-то новых методов нет спасенья, нельзя найти дорогу к настоящему искусству. Оттого и ухватился за Сезанна, как утопающий за соломинку”. Цит. по В.А.Никольский, Петр Петрович Кончаловский, М.,1936. С.38.

Версаль. Плющи. 1908

Версаль. Плющи. 1908

Садовник. 1908

Садовник. 1908

Под влиянием живописи Ван Гога пишет сады Версаля и французского юга. Желая лучше узнать его творчество едет на неделю в Арль. Там пишет ряд пейзажей и картину “Арлезианка”.

Арлезианка. 1908

Арлезианка. 1908

А.А.Федоров-Давыдов в статье “Природа стиля” (1929) так характеризовал живописные работы Кончаловского этого периода: “Процесс превращения дополнительных тонов во взаимодействующие цвета можно проследить и в эволюции молодого П.П.Кончаловского, в эту эпоху типичного “неопримитивиста”. Более непосредственно связанный с французской живописью, он проходил этот путь проще и нагляднее, не имея дела в своей “импрессионистической” стадии с пресловутой “дымкой”.

Немур. 1908

Немур. 1908

Его “Немур. Франция” (1907-1908) — образчик импрессионистического “оптического смешения” тонов. Небо образуют мазки всех оттенков синего, розового, лилового, участвующего и в передаче стволов деревьев, их листва составляется из массы тонов зеленого И желтого, стены домов — из желтого, розового, красного, синего, лилового, бледно-зеленого и др. Но уже В “Пальмах” (1907) цвет уплотняется, дополнительные тона образуют самостоятельные соседствующие в передаче зелени, а в цветах на грядах — контрастирующие красное и зеленое; между ними куски незаписанного холста также играют цветовую роль; но почва еще дается тональностями розово-желто-коричневого”. Федоров-Давыдов, 1975. С. 165

Сан-Максим пальмы. 1908

Сан-Максим пальмы. 1908

В 1909 году П.П.Кончаловский возвращается в Москву.

Исполняет плафон для гостиной в доме иваново-вознесенского купца Маркушева. Позже получает дополнительный заказ на четыре панно для столовой: “Сбор винограда”, “Сбор оливок”, “Жатва”, “Посадка герани”.

Лето проводит в Абрамцеве, пишет пейзажи, портреты, натюрморты – цветы и фрукты. Продолжает работать в импрессионистической манере.

Ирисы. 1909

Ирисы. 1909

Сбор винограда. 1909

Сбор винограда. 1909