Sorry. There are no translations available.
Дети в парке.1940
В 1940 году пишет серию портретов и, наконец, заканчивает картину “Пушкин” (писал 8 лет).
С началом Великой Отечественной войны художник с семьей остается в Москве, и начиная с ноября 1941 года вновь возвращается к работе.
Пишет портрет Юмашева, работа над которым длится до января 1942 года.
Так же художник создает картины на темы актуальные для военных лет (полотно „Где здесь сдают кровь?”, 1942 г.).
Автопортрет с внучкой (Маргот). 1943
1942-1943 год работает над портретом М.Ю. Лермонтова.
“В бомбоубежище перечитывал Лермонтова, мне явилась мысль написать нашего великого поэта-патриота. Попалось мне как раз издание моего отца. Многие воспоминания нахлынули на меня. Бывая на Кавказе, я часто представлял себе Лермонтова именно на станции Казбек. Так я и решил изобразить его и, сделав эскиз, принялся изучать его портреты, быт и костюмы того времени. Перечитал все воспоминания о нем, и это помогло мне представить себе поэта… В июле 1942 года я вернулся к Лермонтову. Снова стал перечитывать его биографию, воспоминания о нем, ища наиболее яркий момент в его жизни для картины. После смерти Пушкина еще мало известный Лермонтов, потрясенный и разгневанный трагической кончиной „солнца земли Русской” (слова Достоевского), пишет гениальные стихи „На смерть поэта”. Стихи на устах у всей России. Лермонтов, уже признанный поэт, едет в изгнание на Кавказ, в действующий 44-й Нижегородский драгунский полк. Первая ссылка Лермонтова на Кавказ тема моей картины.
Лермонтов М.Ю. 1943
Образ Лермонтова я искал в портретах, написанных с натуры, в воспоминаниях современников и, наконец, в его поэзии. Лермонтов, гордый и счастливый признанием, тоскующий по родине, почти юноша таков должен он быть на моей картине. В изгнании Лермонтов написал замечательное стихотворение „Казбеку”, выражающее его тревогу, его тоску.
„Лермонтова” я закончил в апреле 1943 года.”. Автобиография. Л. 5—6.
Весна. Дворик. 1942
В годы войны, также пишет три московских весенних пейзажа, три сирени, три букета, два автопортрета, портрет Л. И. Толстой и С. Н. Тройницкого.
Весна в Москве. Конюшковская улица. 1943
В 1944 выполняет эскизы и декорации к опере Ж.Бизе “Кармен” для Государственного академического Большого театра СССР. Работа продолжается и в 1945 году.
Натюрморт. Красный поднос и рябина. 1947
В 1946 году пишет натюрморт “Апельсины и мятая бумага”, посвященный П.П.Чистякову, а также создает жанровую картину — „Полотер”, написанную в точной, уверенной живописной манере.
Полотер. 1946
Во второй половине 40-х годов Кончаловский пишет большое количество портретов, часто камерного характера.
Можно отметить портрет хирурга А. А. Вишневского (1951) или длинный ряд портретов внуков художника, как, например, картины: „Маргот танцует” (1949), „Андрон с собакой” (1949), „Маргот с кошкой” (1948).
Также к послевоенным годам относятся многочисленные пейзажи, картины с изображением народной жизни на фоне русской природы („С покоса” 1948, “Гребут сено” 1947), натюрморты („Полевые цветы на фоне зеленых жалюзи”, „Шиповник на фоне белой изразцовой печки”, „Вино и ветчина”, длинный ряд „Сиреней”).
Жасмин и шиповник у печки. 1953
Работами этого периода художник как бы суммирует свой творческий опыт. Стремится к синтезу в живописи и снова начинает писать большие полотна.
Под деревьями. 1954
Розочки и спаржа. 1955
Натюрморт. Сирень , ведро и лейка. 1955
Во вступительной статье к каталогу, сопровождающему Пятнадцатую персональную выставку Кончаловского (1951), Всеволод Иванов подводит итог предыдущих лет творчества художника: “Творчество Кончаловского по-настоящему развилось в наши дни, а предыдущие — были лишь подходом к его настоящему празднику… Краски Кончаловского ярки, солнца и воздуха в его картинах много, колорит его необыкновенно сочен, предметы он показывает рельефно, выпукло… 15 юбилейная выставка П.П.Кончаловского — громадная победа художника.
К этой победе художник пришел, став на путь настоящего, искреннего служения своим искусством народу. Автор композиций, пейзажист, портретист, театральный художник, мастер натюрмортов, расписывающий фарфоровую посуду и образцы жестяных подносов, — всюду он большой художник, жизнь любивший и в жизни больше всего влюбленный в искусство… Труженик, каждый вечер жалеющий, что день кончился, “а рука-то ведь не устала “; тонкий ценитель чужих работ, радующийся появлению нового таланта и всячески помогающий выдвижению этого таланта; общественный деятель, горячо любящий Советскую родину и ее успехи во всех областях жизни, — таков П.П. Кончаловский, певец цветов, солнца и тепла”.